Back
Память сердца говорит

В городском поселке Видзы Браславского района Витебской области не осталось ни одного ветерана Великой Отечественной войны. В историко-краеведческом музее колледжа «Вытокі» сохранилась своя Книга памяти. Пожелтели страницы рукописного текста книги, выцвели фотографии, но память жива…
Представляем некоторые воспоминания ветеранов, которые мы объединили под общим названием «Память сердца говорит…». Книга Памяти – возможность для учащихся колледжа узнать о судьбах и военных путях ветеранов-земляков, работавших в нашем учебном заведении, и тех, кто освобождал городской поселок Видзы от немецко-фашистских захватчиков в июле 1944 г. Очень важно, чтобы учащиеся колледжа знали историю своего учебного заведения и имена тех, кто работал в колледже в послевоенное время, ведь большинство из них прошли войну и на личном примере учили патриотизму и преданности Родине своих воспитанников.

Василий Федорович Губарь
 


Годы жизни: 1920–1998.
Награды: ордена Славы І степени, Славы ІІ степени, Красной Звезды; медаль «За взятие Кенигсберга», юбилейные медали.
 
Из воспоминаний Василия Федоровича Губаря

Я прошел всю войну, участвовал во многих боях и разведывательных операциях, не один раз был ранен, но остался живым, несмотря на то, что мои родители в 1944 году получили на меня похоронку… Я не очень хочу ворошить прошлое, тревожить притихшую боль от ран, от потери друзей и близких…
Расскажу вам несколько эпизодов из своей Василий Федорович Губарь фронтовой жизни. Первые годы войны вспоминать совсем не хочется, так как это был один из самых тяжелых периодов Великой Отечественной войны. Враг рвался к столице, бои шли совсем недалеко от Москвы. Моя часть держала оборону в районе Домодедово. Теперь я не понимаю, как нам, оборонцам столицы, хватило сил, чтобы выдержать ту моральную и физическую тяжесть, которая выпала на нашу долю…
От Москвы моя военная дорога пролегла на Вязьму, Смоленск, Оршу, Бобруйск. Я освобождал Беларусь, оттуда на запад шел через Прибалтику. Под Каунасом наша разведывательная группа получила задание – захватить мост через речку и удерживать его до прихода основных сил. Мы мост захватили. А с наступлением вышла заминка. Немцы воспользовались этим, они обстреляли нас шквальным огнем. Считалось, что мы все полегли там… С того боя я помню свист пуль, разрывы снарядов и острую боль, которая охватила голову. А потом черный провал… Не знаю, как и куда я полз… Нашли меня без сознания через двое суток наступающие танкисты на окраине леса. Отправили меня в госпиталь города Даугавпилса. Полгода я был между жизнью и смертью. Но молодость взяла верх, и я выкарабкался.
Снова воевал, снова был ранен. В апреле 1945 г. Красная армия вела упорные бои на территории Германии. Однажды моя разведывательная группа получила задание прощупать передний край противника на берегу Одера, выявить огневые точки, добыть «языка». Ночью, миновав боевое охранение, мы двигались к Франкфурту-на-Одере. Над передним краем противника взлетела ракета. Мы плотно прижимались к земле, тщательно маскируясь. Были слышны глухие голоса в траншее фашистов. И тут опять ракета. В ее мерцающем свете я почти рядом увидел двух фашистов. Те тоже увидели нас и на миг растерялись. Я полоснул очередью из автомата и рванулся в траншею. Гранатами мы отбивались от наседавшего противника. Мы обнаружили себя и вызвали огонь врага, который не знал, что перед ним только горстка воинов. За эту операцию я и был награжден орденом Славы ІІ степени.
Дорогу к Победе я считал в километрах от одного освобожденного города к другому, а во времени – от ранения к ранению. Для меня война закончилась под Кенигсбергом, где взял последнего своего «языка» и где в последний раз был ранен.

 

 

 

Владимир Васильевич Попов

 

 

Годы жизни:  1925–1980.      
Награды: орден Славы ІІІ степени, медаль «За отвагу».
Из воспоминаний Попова Владимира Васильевича
Родился я в 1925 году. В 1943 году был зачислен в артиллерийскую Московскую школу, которую закончил в августе 1943 года. В составе 3-й гвардейской воздушно-десантной бригады совершил в Подмосковье 5 учебных прыжков. В ночь с 22 на 23 сентября 1943 года был с группой десанта заброшен в тыл врага на территорию Украины. На третий день был контужен и отправлен на Большую Землю. После выздоровления служил наводчиком противотанкового орудия на территории Могилевской области. 21 декабря 1944 г. переброшен в Польшу в район Сандомир – Краков. Из-под Кракова 18 марта 1945 года полк вел бои за озеро Балатон на территории Венгрии. Бои были жестокие. Советские войска продвигались за сутки всего на 1–2 км. Когда Венгрия была освобождена советскими войсками, они перешли на территорию Австрии по направлению к Вене. В апреле 1945 получил первую награду «Медаль за отвагу». Гвардейцы 317-го полка встретили сообщение о долгожданной Победе под чехословацким городом Грижбань. Однако еще пришлось очищать чехословацкие леса от фашистов. Здесь получил и вторую награду – Орден Славы III степени. 16 февраля 1946 года прибыл на территорию Рязанской области. До 30 марта 1950 года служил в Полоцке. В звании старшины батареи уволился в запас. После демобилизации был направлен в городской поселок Видзы на службу в милицию, где вел войну с бандитами. В 1953 году была уничтожена последняя, наиболее многочисленная банда, возглавляемая Роксом, капитаном старой литовской армии.

Евгений Августинович Быков

       

Годы жизни: 1922–1988.

Из воспоминаний Быкова Евгения Августиновича 

В 1940 году был призван в ряды Красной армии и направлен в авиационное училище младших командиров инженерной службы Молдавской ССР. В 1941 году училище перевели в город Батайск Ростовской области и досрочно выпустили в звании сержанта инженерной службы, направили в 4-ю дивизию особого назначения под командованием генерал-майора Белова. После подготовки определили на новые марки самолетов в 600-й авиаполк. Полк обслуживал войска войска, сражающиеся в Сталинграде, на Орловско-Курской дуге. Подвозили боеприпасы, снаряжения, продукты в осажденный Ленинград. Из Ленинграда вывозили детей, высококвалифицированных специалистов для работы на эвакуированных заводах. Не один раз попадали под немецкие бомбардировки. В 1944 году, когда освободили Беларусь, полк перевели под Минск.


Анна Лиферовна Милянчук

 

Годы жизни: 1922–2010.
Награды: орден Отечественной войны II степени,        медаль «За Победу над Германией».

Из воспоминаний Анны Лиферовны Милянчук

Родилась я 15 февраля 1922 года в бедной селянской семье. Семья была безземельной, а детей шестеро: три брата и три сестры. Когда началась война, мне было 19 лет. Немецкий гарнизон был в Видзах. Весной 1942 первыми в партизаны ушли мои братья Василий и Карп, а потом забрали и меня к себе, чтобы спасти от немцев.
Анна Лиферовна Милянчук
 Так я оказалась в отряде № 1 бригады «Спартак». Фашисты не только устраивали блокады на партизан, но и засылали диверсантов. Однажды к нам в отряд пришли две девушки из деревни Подрукша, принесли продукты. Проверили их на качество. Врач Гордиенко дал попробовать собаке, и она умерла. Продукты оказались отравленными. Девушки и их отец были расстреляны.
      Мне очень хотелось участвовать в боевых действиях. Вскоре меня взяли в диверсионную группу. Ходила на задания в Видзы, Козьяны, Опса, Турмантас, Васевичи. Однажды, возвращаясь с разведки из Игналино, нарвалась на на засаду. Осталась жива, но была ранена в ногу. Ходила с группой на железную дорогу, взрывали поезда. Однажды пришлось просидеть в засаде два дня под дождем голодными, но задание выполнили. Спустили один эшелон со скотиной, а два – с техникой и солдатами. Было страшно, когда поджигаешь шнур и он начинает гореть. Пришлось как-то идти за «языком» (немцем) под Турмантас. Три дня вместе с двумя партизанами пытались его поймать, но еще тяжелее оказалось доставить его в отряд. Помогали люди: в Дрисвятах одна семья пустила на ночлег, в Дубровке – другая. Вспоминаю, как мы его выслеживали. Вечером вышли к станции, недалеко от населенного пункта Земгале (Литва). Увидели немцев. В здании школы звучала музыка, горел свет. Немцы выходят с девчатами по парам. Мы спрятались в кустах. Рядом дом. Сидим и слушаем в кустах. Пара подошла к дому. Мы незаметно подкрались к дому и накинули на голову немца платок. Девчонка закричала и кинулась к двери дома. Мы потащили немца в лес. Через километр провели допрос. Немец уверял нас, что в школе всего 10 человек. И только потом он нам сказал, что на Видзы должен отправиться целый батальон. Мы привели немца прямо в отряд. По пути дневали на каком-то хуторе. Сами прятались на чердаке. Хозяевам запретили выходить из дома.
      Однажды нам сообщили, что немцы наступают со стороны Постав. Их цель была разгромить 2-й отряд. И почти весь отряд отправился в сторону Постав, чтобы организовать засаду. В лагере осталось только 10 человек. Меня неожиданно вызвали в штаб бригады (я продиктовала свои данные для моего награждения). Возвращаюсь назад дорогой на Устье. Вижу на другом берегу людей в зеленой форме. Я бросилась в лес бегом к своим. В отряде уже была поднята тревога и партизаны готовились к обороне. Бой шел 6 часов. Я стреляла из бельгийской винтовки (затвор надо было все время передергивать). Меня контузило, так как рядом взорвалась мина. Я потеряла сознание и ничего не помнила. Очнулась после боя, узнала, что немцы отошли. Во время карательной операции немцев наша бригада вынуждена была передислоцирована в район Ушачи. Там пробыли 2 недели. Потом вернулись назад. В июне 1944 года наш отряд № 1 вместе с другими освобождал Видзы. В этом бою я была ранена. Затем нашу бригаду расформировали: кого послали на фронт, кого – домой. Я осталась дома с родителями. После войны работала в Видзах.

Руководитель историко-краеведческого музея «Вытокі» Видзовского государственного профессионально-технического колледжа
Алла Брониславовна Коженевская

(г. п. Видзы, Браславский район, Витебская области)