Back
О войне и белорусской девушке

Много написано и рассказано о Великой Отечественной войне и о тех, кто приближал долгожданную Победу. Я хочу рассказать о своей маме Зимогоровой (Аксенинковой до брака) Ирине Корнеевне.
В 1944 году фашисты, теряя последнюю веру в победоносный исход войны, проявляли особенную жестокость.
Среди вставших на путь борьбы была и моя мама, бесстрашная белорусская девушка. Вместе с двумя подругами она пришла в военкомат с просьбой отправить их на фронт. Так они были направлены в полевой госпиталь № 2312 (в/ч пп 14117), который входил в состав действующей армии. Девушки не считали скольким советским бойцам они помогли встать на ноги, но знали точно, что их улыбки, забота и внимание помогают лечить раны.
Днем – забота о раненых, ночью – кратковременный, тревожный сон и просьбы к Всевышнему: «Сохрани госпиталь, пусть бомбы его не коснутся». И так из месяца в месяц.
Мама практически ничего не рассказывала о войне. Она говорила, что воспоминания травмируют ее душу, что рассказы не передадут весь ужас войны, который понятен только ее участникам.
Поэтому, когда вырастешь, живи так, чтобы песчинки твоего поведения в обществе и личного труда вносились в дело сохранения мира и помни: физическое зло – это смерть, моральное зло - это война.
О службе в госпитале она рассказывала следующее: всем поступающим на лечение раненым, советовали не стонать и не кричать от боли ради тех, кто выздоравливает – им нужен покой. Совет исполняли беспрекословно.
При госпитале были конные повозки, ночью коней сторожили санитарки по очереди. Мама с подружкой-санитаркой однажды немножко загуляли с двумя вылеченными бойцами. К полуночи обнаружилась пропажа одного коня, девушки расстроились, ведь за пропажу придется отвечать. Ухажеры их успокаивали, затем ушли на поиски коня. Совсем недалеко была линия фронта и у немцев были кони, как оказалось впоследствии. Грязные с головы до пят перед рассветом бойцы вернулись с конем, но это был не пропавший конь. Утром мама с подружкой отчитались за ночное дежурство, подмену коня никто не заметил. В обед немецкий конь сдох, ухажеры смеялись до слез и с улыбками на лицах в этот же день убыли на фронт.
Из Беларуси вместе с действующей армией и госпиталем девушки дошли до города Розенберг (Германия).
Ни одна из них не думала тогда о льготах, почестях, о благодарной памяти. Они просто исполняли свой воинский долг. 15 октября 1945 года моя мама и ее подруги демобилизованы, начался мирный труд, мирная жизнь.

Аксенинкова с подружками-белорусками после окончания Второй мировой войны 1945 года

На основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 года № 907 моя мама могла уже в 1978 году начать пользоваться льготами участника ВОВ. Однако она никуда не обращалась и никого не просила предоставить ей льготы в течение 18 лет! И, наверное, до сих пор не попросила бы, не будь моего совета. Вот пример бескорыстного служения Родине и народу!
Гораздо больше, чем ветеранские привилегии, маму радовали поздравления с Днем Победы.
Теплые пожелания в эти святые для нее дни уносили маму во времена ее красивой и героической молодости, в немецкий город Розенберг, где она с подружками-белорусками сфотографировалась после окончания Второй мировой войны в сентябре 1945 года.
Всевышний отблагодарил мою маму за ее вклад в Великую Победу, восстановление Родины и высокий патриотизм: она прожила 87 лет.

Зимогорова (Аксенинкова до брака) Ирина Корнеевна

Ирина Аксенинкова, как и очень многие белорусы, причастные к разгрому фашизма - это наша живая история, яркий пример для тех, кто сегодня несет воинскую службу, трудится во благо Родины, воспитывает подрастающее поколение.


Марина Николаевна Федосенко
г.п. Мачулищи
Минский район
Минская область
(помогала с текстом и материалами Шайкина Татьяна Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Мачулищанская средняя школа имени Героев Советского Союза Вдовенко И.Т. и Гомоненко Н.В.)